×

Скопируйте код для размещения этого материала в своем блоге:




Предпросмотр

Вы можете расположить рубрики с новостями на главной странице сайта в том порядке, в каком хотите. Для этого переместите блоки на схеме и сохраните изменения. Изменения можно вносить любое количество раз.

  • Политика
  • Происшествия
  • Экономика
  • Криминал
  • Финансы
  • Общество
  • Звезды тоже люди
  • Спорт


Аутята, вы куда?16 апреля в 15:54

  • Текст

Особенные дети в обыкновенном мире.

5 345 маленьких жителей Екатеринбурга с ограниченными возможностями здоровья, из которых 804 - инвалиды, распределены между 357 дошкольными образовательными учреждениями города. Причем только в 143 детсадах работают специальные адаптированные программы, по которым учатся 2 838 особенных малышей. Остальные, несмотря на все сложности, занимаются наравне с обыкновенными дошколятами.

В среде воспитателей ходят слухи, что со следующего учебного года в обычные группы в обязательном порядке "подселят" детей-инвалидов. И многие педагоги бегут от этой ноши: боятся не уследить. В городском департаменте образования при этом рапортуют о создании равных условий для всех детей как об одной из главных задач своей работы.

По данным, представленным нашему агентству департаментом, необходимые для работы с особенными детьми кабинеты логопедов, педагогов-психологов, а также сенсорные комнаты и центры психологической разгрузки есть в 132 детских садах. С малышами с аутизмом и вовсе целенаправленно занимаются лишь в трех: на Вторчермете, на Уралмаше и на Сортировке.

По мнению Анны Савельевских-Клещевой, директора АНО "Открытый город", занимающейся помощью детям и подросткам с нарушениями интеллектуального развития и расстройствами аутистического спектра, инклюзия в детских садах необходима. "Когда одного аутичного ребенка приводят в коллектив, он начинает учиться у окружающих и перенимать их положительный опыт. При этом главное условие пребывания такого ребенка в садике - наличие грамотных специалистов. Они должны быть не только морально готовы работать с ним, но и хоть чуть-чуть понимать, что нужно делать в той или иной ситуации. Человеку с улицы этим заниматься нереально".

Анна - не только директор НКО, но и мама 8-летнего Гриши, который выглядит как обычный первоклассник. Он играет с пластмассовым грузовиком, просит у старшей сестры пончик, качается на качелях и любит обниматься. При этом у Гриши серьезное расстройство аутистического спектра. По словам его матери, сейчас мальчик "сильно лучше", чем был ранее.

"В его три года это было что-то с чем-то, - вспоминает Анна. - У него был самый разгар "отката" - это когда ребенок теряет вообще все навыки, которые у него есть. И вот его такого привести в садик – история совершенно нереальная".

Нереально это не столько потому, что такой малыш отстает в развитии или у него все плохо с интеллектом, нет. У него, напротив, с интеллектом все в порядке: Гриша в свои 8 лет спокойно читает на русском и английском. Правда, добиться того, чтобы он делал это без собственного желания, сложно из-за большой проблемы с коммуникацией.

К работе с ребенком с аутизмом должен быть готов не только садик, но и родители детей-одногруппников. Сейчас, по мнению Анны, одна из самых регулярных историй в детских учреждениях - конфликт между родителями. "Вы приводите ребенка в переполненные ясли. Допустим, там уже 20 детей и ваш - 21. На всех - один воспитатель и нянечка, у которой множество хозяйственных дел. И воспитатель не может уследить за всеми чисто физически".

Единственный выход – ждать взросления, считает Савельевских-Клещева, когда дети хоть немного самоорганизуются. Но в случае с аутятами все усложняется: такие дети не начнут сами себя занимать никогда. "Он не будет понимать, как общаться с другими детьми: может толкнуть кого-нибудь, пораниться сам… С ним будут постоянные проблемы. И родителям других детей это, разумеется, не нравится. Даже, несмотря на то, что малыши отлично общаются друг с другом даже без речи. Игрушку протянул - игрушку взял, все хорошо. Важно, чтобы не возникало конфликтов: подрались, покусались. Хотя в яслях это обычное дело".

Автор первого в России фундаментального исследования детского аутизма и первых книг о нем для врачей и родителей, доктор медицинских наук Виктор Каган считает, что инклюзия для аутят - замечательная идея. Главное - не превращать ее в затею, внедряемую в приказном порядке. Это особенно важно в культурах, сродни российской, где толерантное отношение к другим скорее исключение, чем правило.

"Инклюзия постепенно, по капле, конечно, меняет культуру, прививая желание и способность общаться и сотрудничать с отличающимися от нас, а не шарахаться от них, - считает он. - Но мы не можем положить аутичных детей в жертву на алтарь развития культуры – инклюзия должна помогать им. Загонять их рядами и колоннами в инклюзивное образование – дурная затея, которая похоронит под собой хорошую идею".


Фото: скриншот из выпуска №31 медиажурнала "Психотерапия в России".

Персонал, работающий с аутичными детьми, необходимо не только готовить, но и тщательно отбирать. Причем обучать воспитателей должна целая команда: детский психиатр, психолог, педагог дефектолог. "Люди с замашками властных командиров (не умеешь - научим, не хочешь - заставим) для такой работы не годятся, как и люди, считающие детей с отклонениями в развитии уродами", - объясняет Виктор Каган, интервью с которым "Уралинформбюро" представит читателям чуть позже.

Также психолог уверен, что родителей обычных детей непременно надо готовить к инклюзии. При этом их позиция или отношение к этой позиции родителей детей с аутизмом не важно. "Они имеют право думать, как думают, и их информированное согласие - один из залогов успеха инклюзии. Выявление несогласия же помогает, так или иначе, минимизировать ненужные конфликты".

Дыра в потолке нормальности. Интервью с Виктором Каганом

По мнению Кагана, необходимо менять культуру общения в детских учреждениях в целом. Поскольку дошкольники не могут самостоятельно поделить друг друга на "нормальных" и "ненормальных", они легко подхватывают подобное деление от взрослых. И, желая нравиться родителям и воспитателям, подражать им, малыши могут быть очень жестоки к "белым воронятам" и "гадким утятам".

Исправить или изменить эту тактику детского поведения мы вряд ли сможем. Однако нам по силам сделать так, чтобы отношение к особенным людям в корне стало другим. В наших руках находятся все родительские страхи, образовавшиеся от неосведомленности, переживания персонала, работающего с детьми, будущее аутят в социуме. Если мы справимся, в песочницах и в школьных коридорах не будет места травле особенных детей.

Яна БРЫЗГАЛОВА

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram для быстрого доступа к новостям!

к списку материалов Если вы нашли опечатку, выделите ее в тексте и нажмите ctrl+enter
Поделиться
Класснуть
Отправить
Комментировать

Введено 0 символ(ов) из 1500. Оставшееся количество символов: 1500.

Если вы можете дополнить материал своей информацией, то оставьте свои контактные данные
  • Последние новости

  Следите за новостями

Аналитика

Полицейский разворот Карапетяна

Полицейский разворот Карапетяна

На дорогах Свердловской области.

Пятая нога коровы

Пятая нога коровы

Или диплом бакалавра после 40.

Оргкомитет ЭКСПО-2025 показал "карту наследия"

Оргкомитет ЭКСПО-2025 показал "карту наследия"

Екатеринбуржцам и гостям ИННОПРОМа.


Система Orphus

Я читаю Telegram Уралинформбюро.

А вы?

Подписаться Закрыть ×